Вводная часть.
«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применить их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию. Но, к сожалению, у учащихся мотивация к предмету снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению.
Таким образом, возникает проблема - современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая. В чем причина этого? Как повысить познавательный интерес учащихся?
На мой взгляд, эту проблему позволяет решить технология развития критического мышления через чтение и письмо, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Развитие критического мышления важно для человека в современном мире, так новый век требует творческой деятельности. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
В ходе работы в рамках этой технологии учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Поэтому цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать имеющиеся наработки по использованию приемов ТРКМЧП через представление методических рекомендаций для учителей русского языка и литературы.
Задачи:
- показать, как можно использовать наиболее эффективные приемы ТРКМЧП на уроках литературы.
- представить наиболее удачные конспекты уроков в этой технологии по параллелям.
В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз:
- Фаза вызова. Она ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. На этом этапе сочетаются индивидуальная и групповая формы работы. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме и чего он не знает «Что я хочу узнать?»
- Фаза осмысления. Главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового уже с известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. Ребенок отвечает на те вопросы, которые сам поставил перед собой.
- Фаза рефлексии. «Все может протечь сквозь пальцы, если не рефлексировать. Этим отличается умный человек». Стадия рефлексии направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.
Предложенные материалы могут быть использованы на уроках литературы как в рамках программы, так и на уроках внеклассного чтения. Некоторые приемы можно использовать при изучении обзорных тем. (Древнерусская литература. Романтизм. Классицизм в литературе и искусстве. – 9 класс).
Эффективно применять технологию при анализе произведений, малых по объему. Но практика показывает, при обучении анализу эпизода или отдельной главы эта методика результативна.
При изучении биографии писателя можно заменить пассивное слушание и традиционное заполнение хронологической таблицы приемом «Знаю – хочу узнать – узнал».
Так же эту технологию рекомендую применять и на уроках обобщения, при конспектировании критических статей, при изучении литературоведческих понятий.
На таких уроках используется карта деятельности ученика, которая позволяет проследить продвижение ребенка в этой теме, а так же включает всех в деятельность.
Приемов ТРКМЧП очень много. Но, определив наиболее эффективные, используя их в системе.
Эту работу планирую продолжить, используя приемы ТРКМЧП на уроках русского языка, во внеклассной работе, при проведении классных часов и родительских собраний.
К сожалению, не разработана система диагностики. Отслеживать результаты можно только путем наблюдения.
Я использую карту деятельности ученика, которая состоит из нескольких блоков:
- целеполагание;
- шаги постижения текста;
- рефлексия (карта представлена в практическом разделе).