Пятница, 26.04.2024, 10:49Вы вошли как Гость (Группа "Гости')
Главная | Вход | Выход | RSS  |  Регистрация


Добро пожаловать на сайт МКОУ "Большесалырская СШ"



Разделы сайта

Новости. Главная



МКОУ "Большесалырская СШ"

КОЛЛЕКТИВ

Психолого-педагогическое сопровождение

ШСОКО

Работа с кадрами

Смешанное обучение

История

Достижения

Для родителей














Каталоги


МАТЕРИАЛы

Полезное



ФОТОальбомы


ВИДЕО


Информационно-образовательные ресурсы
Форма входа

Информационные
ресурсы




















другие Интернет-ресурсы >>>







Главная » Файлы » Работа с одаренными детьми » Статьи

Выявление и развитие креативных способностей учащихся
08.11.2012, 02:10
Психолого-педагогическая поддержка учащихся с различными обра­зовательными потребностями является неотъемлемой частью дея­тельности учителя и должна находить свое воплощение не только на уроках по предмету (в рассматриваемом случае - на уроках немецкого язы­ка), но также и во внеурочной, внеклассной работе. Именно во время организа­ции внеучебной деятельности учащихся можно наиболее полно раскрыть раз­вивающую и воспитывающую функции предмета.

Внеурочная работа усиливает образовательный потенциал учебных предметов, так как временные рамки урока и прохождение программы в опре­деленные сроки ограничивают возможности учителя в наиболее полной реали­зации образовательных потребностей учащихся.

Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, на­пример, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего - неординарный подход и ориги­нальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей спо­собностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переос­мысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоми­нание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.

Рассмотрим следующую ситуацию: во время урока у одной учащейся лучше всего получается исполнение песен (ученица не посещает музыкальную школу), это замечает не только учитель, ее одноклассники, но и она сама. Зна­чит, у нее лучше, чем у других развит фонематический слух и есть определен­ные вокальные данные. Похвала учителя и восторг (восхищение) одноклассни­ков вызывает у этой ученицы потребность в реализации этой способности не только на уроке. В этой ситуации на помощь приходит учитель, вовлекая ее во внеурочную деятельность: участие в тематических праздниках, вечерах, лите­ратурных салонах, театрализованных представлениях по произведениям вели­ких классиков, это и инсценировка сказок писателей страны изучаемого языка, участие в различных конкурсах, фестивалях и в культурных программах на ино­странном языке для родителей.

Именно такая форма работы будет способствовать, с одной стороны, дальнейшему поддержанию интереса этого ребенка к дальнейшему развитию и применению на практике своих творческих способностей, с другой - расшире­нию кругозора и повышению его культурного уровня, обогащению его знанием реалий современной жизни страны изучаемого языка, интереса к культуре страны изучаемого языка, формированию и развитию не только коммуникатив­ных умений, но и творческих.

В начальной школе эта задача решается благодаря организации кружко­вой работы, где малыши под руководством могут мастерить различные подел­ки. Например, к Рождеству мы делаем рождественский календарь, разучиваем стишки или песни, которые не предусматриваются программой, разучиваем иг­ры. Этот вид деятельности является основным у детей младшего возраста и помогает раскрыть не выявленные способности ребенка в ходе учебного про­цесса и одновременно закрепить полученные во время урока знания, сформи­ровать умения и навыки диалогического общения. Спектр деятельности широ­кий и зависит от творчества и находчивости учителя. Но самое главное - чтобы потом ученики представили перед группой (можно и в других параллельных группах) результаты своего труда: рассказали о поделках, спели разученные песни, прочитали стихотворения. Этот момент очень важен, так как нужно пока­зать ученикам конечный результат их деятельности, чтобы они и дальше посе­щали кружок. Это очень важно еще и потому, что застенчивые и скромные уче­ники никогда не скажут: «Я хочу рассказать стихотворение перед школьниками в другой группе», хотя в душе у них есть такое желание, потребность показать, что он умеет хорошо делать.

В среднем звене кружок уступает место «Клубу языкового общения». Что­бы привлечь учащихся, подбираю увлекательный материал литературоведче­ского, игрового или страноведческого характера. Так в программе 5-9-х классов проходим тему «Рождество в Германии», и мы с членами клуба решили разра­ботать сценарий литературно-поэтической композиции, посвященной этому празднику. Подготовка к проведению этого мероприятия осуществлялась по­этапно. Моя роль на первых этапах - наблюдатель, помощник, советчик. Мне хотелось, чтобы инициатива исходила от самих учащихся, чтобы они сами при­нимали участие в разработке сценария, распределения ролей, в подборке кос­тюмов, песен, стихотворений, а также в оформлении сцены. Чем больше мы узнавали о Рождестве, тем яснее становилось, что надо показать не какой-то отдельный момент, этап, а все рождественское время - все 24 дня. И нам это удалось!

Почему я выбрала именно литературно-поэтическую композицию? Во-первых, она объединяет такие формы организационной работы, как парная, групповая, коллективная, индивидуальная. Во-вторых, развиваются и совер­шенствуются навыки и умения говорения, письма и чтения. В-третьих, в про­цессе подготовки и репетиций все больше будет проявляться заинтересованность ребят к качественному изучению материала по теме, что будет способст­вовать увеличению лексического запаса, позволит им совершенствовать грам­матические формы выражения мысли на иностранном языке и формировать фонетические навыки во время исполнения песен. Кроме того, любое вне­классное мероприятие направлено на выявление, развитие и реализацию креа­тивных способностей учащихся, на развитие их фантазии, повышение уровня культуры и интеллектуального развития. Это и толчок для робких детей стать раскованнее и быть наравне с другими. В основе литературно-поэтической композиции «Рождество» лежит страноведческий материал (знакомство с обы­чаями и традициями страны изучаемого языка, с ее культурным и песенным наследием), находит отражение культуроведческий подход. В ходе работы у учащихся формируется определенный уровень социокультурной компетенции. Учащиеся чувствуют себя первооткрывателями, знакомясь с интересными фак­тами взаимодействия двух культур (например, что общего и чем отличается православное Рождество и католическое). С композицией на немецком языке ребята выступили на фестивале «Юные таланты Московии» в жанре «Страно­ведение» и одержали победу, став лауреатами этого фестиваля. Кроме того, ребята с большим удовольствием показали эту композицию в школе для уча­щихся 3-7-х классов.

Когда учащийся, который не пользуется авторитетом в коллективе (так как ; очень тихий, застенчивый), получает роль положительных персонажей, имею­щих влияние и популярность по сюжету инсценировки, он начинает чувствовать себя свободнее и увереннее в кругу своих сверстников. Когда начинается но­вый учебный год, нередко слышишь от учеников: «А мы будем выступать в этом году?», «А мы будем участвовать в конкурсах?». И ведь это здорово, так как у ребят появилась потребность реализовать свое «Я», и не только продемонст­рировать свои способности, но и развивать их, тем самым все больше обога­щая свой внутренний мир.

Один из самых волнующих этапов - награждение победителей. Это все­гда очень болезненный момент, так как каждый считает, что он был лучшим. И вдруг-неудача...

Здесь очень важно помочь ребятам преодолеть разочарование, указав на их положительные стороны во время выступления, обязательно похвалить, поддержать добрым словом. Психолого-педагогическая поддержка учителя в данной ситуации просто необходима: на классном часе или на каком-либо дру­гом школьном мероприятии участники конкурсов обязательно администрацией школы и мною поощряются памятными подарками и грамотами за активное участие во внешкольных мероприятиях.
 
 
Дворжецкая Л.В., учитель немецкого языка,
методист средней школы №1222
с углубленным изучением немецкого языка, г. Москва

 
Категория: Статьи | Добавил: kulikon
Просмотров: 819 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Календарь
«  Январь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск по сайту
АКТУАЛЬНОЕ

 
 




 


ПОЛЕЗНОЕ








 



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сегодня нас посетили



Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Большесалырская средняя школа"

Адрес школы: 662156,Красноярский край, Ачинский район, с.Большая Салырь, ул.Школьная, д.16
Тел.: (39151) 5-64-09 Факс: (39151) 5-64-09 e-mail: eom2@yandex.ru


© ноябрь 2012-2015

Прежний сайт >>>