Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
-
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
-
Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
-
Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
-
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни. -
Креативное мышление.
-
Глобальные компетенции.
Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности .
http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8
Документы:
-
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;Письмо 2.
3. Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций. Организаций.( Формирование функциональной грамотности обучающихся. Участие школ Красноярского края в международных исследованиях PISA-2022 https://krao.ru/deyatelnost/obschee-obrazovanie/formirovanie-funktsionalnoj-gramotnosti-obuchayuschihsya/)
4. Мероприятия Красноярского ИПК(семинары, вебинары, консультации) по вопросам формирования функциональной грамотности: https://kipk.ru/functional-literacy-main
5. Мероприятия:
План мероприятий по формированию функциональной грамотности у обучающихся МКОУ «Большесалырская СШ»
Дополнительная информация:
Информационно-просветительская работа с родителями и общественностью по вопросам функциональной грамотности ( презентация для родителей)
Просветительская работа с родителями носит системный характер и проводится постоянно.
Методы и приемы:
классные родительские собрания;
работа с родительским комитетом;
педагогические консультации;
использование индивидуальных форм работы с родителями.
Классные родительские собрания направлены на
-психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся;
-установление контакта родительского коллектива с педагогическим коллективом школы;
-психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на формирование понимания возрастных изменений учащихся, общей культуры родителей;
-понимание значимости и трудностей учебной деятельности младших школьников, оказание посильной помощи ребенку со стороны родителей.
Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного коллектива.
— совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела
— посещение театров, выставок, библиотек; экскурсии, походы, поездки
— помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты
Полная тематика родительских собраний и консультаций отражена в отчёте работы классного руководителя.