О роли школьных библиотек в современной школе рассказывает
к.п.н., Президент Русской школьной библиотечной ассоциации, главный
редактор журнала «Школьная библиотека» Татьяна Жукова
– Татьяна Дмитриевна, чем в условиях современной школы должна стать библиотека? Функции, задачи, оснащенность?
– Сегодня нашим сообществом активно обсуждается новая концептуально
осмысленная модель школьной библиотеки в контексте цифровой школы, школы
будущего.
Мы сторонники складывающейся в мировой теории и практике школьного
библиотековедения – философии школьных библиотек в контексте новой
парадигмы образования, т.е. развития библиотеки как важнейшего
когнитивного ресурса инновационного образовательного процесса в школе,
центрального мозга школы.
Сегодня во всем мире быстро изменяется парадигма образования.
Обучение в 21 веке – это не просто передача знаний как эстафетной
палочки от одного человека к другому, это, прежде всего, создание
условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний
самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество. Это
нелинейная ситуация открытого диалога, совместного исследования, в
результате которого ученик приобретает не столько «знаю что», сколько
«знаю как».
Классно-урочная система Коменского постепенно уходит в прошлое, так
как при быстрой скорости приращения знаний нужна другая система
обучения.
Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек в
этих процессах. На первый план выходит не обслуживающая, а
творчески-креативная, интегрирующая, синтезирующая роль библиотеки.
Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом
этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину
мира.
Библиотека может стать не просто Кабинетом № 1, а надпредметным
кабинетом в школе, где развивается системное мышление школьников.
Библиотека может стать комфортной образовательной средой для развития
индивидуальных образовательных способностей, связанных, прежде всего, с
индивидуальными особенностями мыслительной работы.
– Каковы главные проблемы школьных библиотек?
– Сегодня имеют место две революции. В обучении – это развитие
технологий, переход от классно-урочной системы к новому нелинейному
диалогу между учителем и учеником.
Вторая революция – это информационная. И школьные библиотеки должны
отвечать на вызовы времени, обеспечивать развитие учителя. У нас
десятки лет был провал зоны профессионального развития педагога внутри
библиотеки.
А за рубежом у наших коллег одна из главных задач – это помощь в
профессиональном развитии педагога, для этого комплектуются фонды на
всех носителях, библиотекарь работает как навигатор в ресурсах,
интернете, для того, чтобы обеспечивать индивидуальное развитие
образовательной программы самого учителя, а потом уже он готовит
индивидуальный образовательный маршрут учащегося.
Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис
фондов и кризис кадров. В кризисе кадров – это разрушенная система
непрерывного образования школьных библиотекарей. Сегодня система
подготовки, переподготовки и повышения квалификации не соответствует
новым задачам и возрастающей роли школьных библиотек.
Вторая проблема – это социальная незащищенность библиотекарей. На
шестом съезде Всероссийского педагогического собрания Владимир Путин
реализовал нашу давнишнюю мечту и объявил о приравнении статуса
библиотекаря к статусу педагога. Это победа, к которой мы много лет шли.
– Как введение нового стандарта образования может способствовать модернизации школьных библиотек?
– В новом стандарте сделан акцент на уклад современной школы. Когда нам
демонстрируют организацию библиотечного пространства в зарубежных
школах, обычно говорят, что это результат сильной государственной
политики, тогда как на самом деле это результат правильных приоритетов
управляющих комитетов в финансировании и развитии школы. Нам еще только
предстоит пройти этап развития такой ответственности социума.
В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации
основной образовательной программы среднего (полного) общего
образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение
образовательного процесса должно обеспечивать возможность «… доступа в
школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и
художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных
носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и
методических текстографических и аудио- и видео- материалов, результатов
творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности
учащихся».
Важно, что в образовательных стандартах начальной и средней школы в
пунктах 25 и 27 также предусмотрена ответственность органов власти и
руководства школы за школьные библиотеки.
Таким образом, мы видим, что необходимость библиотеки как территории
активного познания через творческое чтение государством понимается. Наша
задача сейчас – реализовать эти положения.
Сама современная школьная библиотека и ее квалифицированные
специалисты – это гарант реализации Федеральных государственных
образовательных стандартов и важный инструмент их внедрения.
– Каким образом происходит отбор информационных ресурсов для школьных библиотек?
– Сейчас происходят качественные изменения и в профессиональном сознании
школьных библиотекарей, и в технологиях их деятельности. Главное
сегодня – научить библиотекаря работать по-новому, в том числе работать с
информацией. В прошлом году самые «продвинутые» школьные библиотекари
обучались работе в социальных сетях: в блогах, и теперь они
профессионально общаются в виртуальном пространстве, обогащая друг друга
инновационными практиками.
Наша ассоциация ежемесячно проводит веб-семинары с библиотекарями
школ страны на самые актуальные темы. Важно, что в эту работу включились
представители органов управления образованием, директора и учителя
школ, специалисты по детскому чтению.
Наряду с проведением вебинаров наша ассоциация ведет разработку и
подготовку дистанционной школы по нескольким направлениям, в том числе
по основам информационного мировоззрения и формированию информационной
культуры личности учащихся и педагогов.
Предпосылки для прорыва в этом вопросе во многом были подготовлены
Кемеровской научной школой. Кемеровским государственным университетом
культуры и искусств разработаны уникальные проекты и программы по
формированию информационной культуры учителей и учащихся, которые
становятся эффективным инструментом для повышения квалификации школьных
библиотекарей при переходе к их новому педагогическому статусу.
– Как меняется роль библиотекаря в организации информационного пространства школы?
– Сейчас сбывается «ноосферный прогноз» Вернадского. Подключение к
Интернету, большого количество компьютеров – это, по сути, создание
интеллектуальной оболочки вокруг Земли. Важным и сложным местом в этих
процессах является подключение самого главного и сложного компьютера –
человеческого мозга. Педагоги-библиотекари взаимодействуют, прежде всего
с человеческим разумом учащегося, усиливая процесс обучения. В этой
связи перед нашими библиотекарями стоит новая задача. Сегодня он
является незаменимым специалистом в трех областях.
Во-первых, роль педагога-библиотекаря – содействие развитию педагогов.
Во-вторых, педагог – библиотекарь играет роль агента по
информационной грамотности, который планирует совместно с учителями
вести учеников к настоящему критическому поиску с помощью навыков и
процессов конструктивного исследования.
В-третьих, педагог-библиотекарь является эмиссаром культуры,
«соединяющим» учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими
новинками книг, веб-сайтов, видео, искусства и/или ссылками на различные
ресурсы.
В связи с возрастающей ролью школьных библиотекарей совершенно
по-другому там стала строиться и система их профессиональной подготовки и
переподготовки. Сейчас разрабатывается алгоритм образовательных решений
для школьных библиотекарей, которые позволят практикам очень быстро в
режиме интенсива дистанционно через кредитную систему получить диплом
государственного образца (это может быть диплом на 500 часов с правом
работы по профессии и другие варианты). Все представители вузов культуры
пошли нам на встречу, я думаю, что и педагогические вузы сейчас
втянутся. Но это наисерьезнейшая проблема, решать которую придется
несколько лет совместно с органами управления образованием начиная с
федерального уровня и нашему профессиональному сообществу. В США,
Канаде, Южной Корее, Великобритании идет сплошная переподготовка
специалистов школьных библиотек и стандарт этой переподготовки
заказывают как раз профессиональные организации. Я думаю, что мы тоже
по этому пути пойдем. Главная наша задача, чтобы не пострадали наши
практики, которые имеют великолепный инновационный опыт.
– Ваши рекомендации, относящиеся к повышению значимости школьной библиотеки в инфраструктуре школы?
– Практически во всех школьных библиотеках нашей страны, а я проехала не
мало городов и сел, видела высокий творческий потенциал специалистов.
Поэтому мы настаиваем на изменении имиджа профессии школьного
библиотекаря в обществе, что это не обслуживающая, а именно креативная
функция. Школьная библиотека – это пространство, где развивается
творчество, образное мышление школьников.
Наша задача – изменить отношение общественности к профессии. Мы будем
развивать отношения с различными родительскими ассоциациями. В новом
стандарте акценты сделаны на управляющие родительские комитеты. Это то,
что я видела за рубежом. Ведь многие библиотеки в школах там сильны
благодаря акцентам расставленными управляющими комитетами, они понимают,
что это мозг школы и поэтому деньги негосударственные идут в
библиотеки. Нам надо пройти по пути возрастания ответственности социума.
Мы готовимся к октябрю, когда проходит международный месячник
школьных библиотек. Мы планируем в рамках этого месячника провести
большое количество акций и мероприятий, особенно в регионах. Мы сейчас
готовим методические рекомендации нашим коллегам для проведения
мероприятий, связанных с поддержкой чтения. 50% российских семей не
имеют ни одной книги дома. Поэтому школьная библиотека может и должна
компенсировать, развивать глубокое творческое чтение.
Каждый ребенок черпает свой смысл в книге, и проблема нынешнего
читателя как раз в смыслообразовании. Фактически дети после 12 лет
зубрят параграфы, так как не понимают смысла. Это очень сильно
сказывается на качестве образования. Поэтому необходимо усиливать другие
составляющие образования, а не просто добавлять уроки. В школьной
библиотеке, где не ставят оценок, как на уроках, и не ругают, как дома,
ребенок совершенно по-другому осваивает это волшебство радости чтения.
Это очень важная функция библиотекаря – развитие функциональной
грамотности и творческого чтения.
– Существуют ли государственные проекты по поддержке школьных
библиотек? Какие регионы в каких проектах участвуют? Что планируется
сделать для развития школьных библиотек на государственном уровне?
– В Федеральных органах нам часто говорят, что наша тема субъектовая. Но
я считаю, что тему, которую на федеральном уровне привели к системному
кризису, особенно это касается фондов, необходимо выводить из кризиса
на федеральном уровне, а потом передавать ее в субъекты. За последние 15
лет было только две программы, когда из федерального бюджета были
выделены целевые средства на комплектование школьных библиотек.
Три года назад мы провели в Государственной Думе Парламентские
слушания, к которым подготовили общественно-государственный проект
«Концепция развития школьных библиотек до 2015 года». И в настоящее
время Министерство образования и науки Российской Федерации поддержало
нас: принято решение о совместной разработке комплексной концепции
развития школьных библиотек и плана ее реализации.
источник >>>
|