Мероприятия «Уроки доброты»
В мае 2012 года Россия ратифицировала конвенцию о правах инвалидов. Ратификация данной конвенции обозначила новый виток в развитии отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
В последние годы благодаря усилиям государства и общественных организаций в образовательных организациях начат процесс активного включения людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в жизнь социума. В настоящее время люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие в формировании и инспектировании доступной среды, информировании о возможности получения помощи и поддержки, а также выступают активными организаторами интеграционных мероприятий.
Достижения российских паралимпийцев, появление информации об общественных деятелях с инвалидностью, актерах и «обычных» людях с инвалидностью, добившихся успеха способствовало повышению информированности общества о возможностях людей с инвалидностью. Однако уровень знаний людей об особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, о допустимых и недопустимых действиях при общении с ними остается пока достаточно низким. Это препятствует полноценной социальной интеграции людей с инвалидностью и ОВЗ.
Важное значение в работе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью отводится формированию позитивного отношения к людям с ОВЗ, их знакомству с особенностями таких людей и со способами общения и взаимодействия с ними.
В МКОУ «Большесалырская СШ» с 07.11. по 11.11. 2022 г. прошли мероприятия «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок.
Для обучающихся 1 А класса прошел урок «Друг в беде не бросит… Давай дружить!»
Урок был проведен с целью формирования представления о том, что для дружбы важны не физические ограничения, а душевные качества; что любой человек может быть полезен и интересен для других; что добрые поступки не зависят от того, здоров ли человек, который их совершает. Человеколюбие, чувство доброты и сопереживания, внимание к окружающим - основные аспекты, на которые было обращено внимание обучающихся. В ходе урока была проведена беседа, в ходе которой ребятам предлагалось рассказать о своем лучшем друге и ответить на вопросы: какими качествами должен обладать друг? Может ли ваш друг прийти на помощь? Далее следовало прослушивание и обсуждение рассказа «В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик…» о жизни Льва Семеновича Портнягина. В конце урока каждый ученик пришел к выводу о том, что для настоящего друга не важно есть ли у его друга ограниченные возможности здоровья или нет.
1 Б и 2 класс прошёл урок на тему «Слышать глазами».
Цель урока: формировать у детей представления об особенностях людей с нарушениями слуха и способах общения с ними. Ребята, прослушали лекцию о тех людях, которые частично или полностью утратили возможность слышать мир вокруг них. Поиграли в игры «Ты и я вместе». «Волшебный клубочек». Посмотрели поучительный мультфильм про кота Леопольда. В конце урока нарисовали рисунки о доброте в жизни.
В 5 классе прошёл урок на тему «Мой жизненный выбор».
Ребята, сидя на стульях, расставленных по кругу, дискутировали на тему «Человек с инвалидностью»; затем прослушали рассказ о жизненной истории Ксении Безугловой и Виктора Счастливого. После этого дети, стоя по кругу, рассказали о том, что сегодня узнали, и какие выводы для себя сделали. Ребята пришли к выводу, что наличие инвалидности не влияет на активную жизненную позицию. Многие люди с инвалидностью являются примером для других людей благодаря своей силе духа и стойкости характера. Они вдохновляют других людей!
В 6 классе прошел урок «Упасть и снова подняться» с целью формирования у детей представления о том, что люди с инвалидностью могут добиваться значительных успехов благодаря своим личностным качествам. После прослушивания рассказа о жизни Ника Вуйчича, ребята пришли к выводу, что наличие инвалидности не влияет на активную жизненную позицию. Ребята поняли, что нужно упорно работать и
В 7 классе прошёл урок на тему «Пусть меня научат…Профессиональная самореализация.» Ребята, участвовали в групповом обсуждении, case-study. Дети. Сидя на стульях в кругу, размышляли о том, кем они хотели бы стать в будущем. Обучающиеся просмотрели слайд презентацию в которой рассказывалось о людях с инвалидностью, занимающихся разными видами деятельности. Ребята. Делают вывод о том, что важна роль каждого человека в осуществлении какой- либо деятельности.
В 9 классе прошёл урок на тему «Правильная помощь». Цель урока: способствовать развитию добровольческой деятельности среди молодежи. Ребята, работая в группах, дискутировали на тему «Правильная помощь». Обучающиеся прослушали рассказ о жизни Алексея Талая. Дети, пришли к выводу, что безусловно важна сила воли, готовность бороться за жизнь, упорство. Многие люди с инвалидностью являются примером для других людей благодаря своей силе духа и поддержке родных и близких, верить в свои силы, несмотря на трудности, которые встречаются на пути, и тогда любая мечта осуществится.
В 3 классе прошел классный час по теме: «Верить в себя», с целью формирования у детей представления об особенностях людей с ограниченными возможностями
в 4 классе прошел урок «Стереотипы по отношению к людям с инвалидностью» Урок начался с игры «Стереотипы», которая подвела детей к тому, что в обществе существуют стереотипы по отношению к другим людям. Прослушав рассказ истории из жизни ДЖ.Андерсон – инвалида по слуху и пришли к мнению, что инвалиды могут выглядеть и жить, как обычные здоровые люди. Разделившись на команды, дети обсуждали мифы относительно инвалидов и высказывали своё мнение. В итоге занятия пришли к выводу, что люди, имеющие инвалидность, тоже ведут активный образ жизни и «жалостное отношение» к ним недопустимо. Мы просто должны быть с ними терпимыми, понимающими и помогающими, тогда им будет с нами комфортно.
Для обучающихся 10 класса прошел урок «О способностях и возможностях» с целью формирования представления о возможностях и способностях людей с инвалидностью.
В ходе группового обсуждения, case-study (анализ конкретных ситуаций), ребята выяснили, что такое стереотипы, откуда они берутся, как часто люди сталкиваются со стереотипами. Прослушали рассказ о жизни Ангелины Уэльской. Охарактеризовали ее жизненный путь, отметили личные качества, которые помогают человеку не останавливаться, а двигаться вперед к своей мечте. Обучающиеся пришли к выводу, что достижение успеха и самореализация человека во многом зависит от силы духа человека, усилий, предпринимаемых им. Часто люди, в том числе с инвалидностью, сталкиваются со стереотипами и от того, насколько они будут стойкими, зависит существование этих стереотипов
Для обучающихся 8 класса прошел урок «Жизнь в движении». Ребята просмотрели видеоролики о людях с ограниченными возможностями здоровья, поделились опытом общения с людьми с ДЦП. Узнали, как можно облегчить жизнь таким людям, как помочь. На примере паралимпийцев России выделили качества характера, помогающие достичь высот в спорте. Обучающиеся сделали вывод о том, что каждый человек может найти свою «нишу» в жизни, если не «опускает руки» и идет к своей цели.