Воскресенье, 05.05.2024, 01:11Вы вошли как Гость (Группа "Гости')
Главная | Вход | Выход | RSS  |  Регистрация


Добро пожаловать на сайт МКОУ "Большесалырская СШ"



Разделы сайта

Новости. Главная



МКОУ "Большесалырская СШ"

КОЛЛЕКТИВ

Психолого-педагогическое сопровождение

ШСОКО

Работа с кадрами

Смешанное обучение

История

Достижения

Для родителей














Каталоги


МАТЕРИАЛы

Полезное



ФОТОальбомы


ВИДЕО


Информационно-образовательные ресурсы
Форма входа

Информационные
ресурсы




















другие Интернет-ресурсы >>>







Главная » Файлы » Работа с одаренными детьми » Статьи

Учет индивидуальных различий функционирования памяти детей в учебно-воспитательном процессе
05.11.2012, 03:59
Что же должен знать педагог для того, чтобы реализовать эту цель — развить память человека? Какой информацией он может и должен располагать?
 
  • Во-первых, иметь представление о строении мнемических способностей.
  • Во-вторых, иметь представление о возможных видах операционных механизмов мнемические способностей — возможных способах обработки информации в целях запоминания и воспроизведения.
  • В-третьих, иметь результаты диагностики: каковы эффективность, уровень развития в индивидуальное своеобразие мнемических способностей данного субъекта.
В зависимости от продолжительности хранения:
  • кратковременная память (информация хранится недолго: секунды или минуты);
  • оперативная память (это запоминание, которое обслуживает конкретную деятельность);
  • долговременная память (информация хранится в памяти, как в арсенале, всю жизнь).
В зависимости от воспринимающего анализатора:
  • зрительная память;
  • слуховая память;
  • обонятельная память;
  • осязательная память;
  • вкусовая память.
В зависимости от цели деятельности:
  • произвольная память;
  • непроизвольная память.
В зависимости от характера запоминаемой информации:
  • словесная память;
  • образная память;
  • двигательная память;
  • эмоциональная память.
В зависимости от уровня развития процессов запоминания:
  • непосредственная память;
  • опосредствованная память (т. е. запоминание с помощью каких-либо средств).

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема») – природная память. Природная память - это непосредственная кратковременная непроизвольная память, основа нашей памяти, наиболее развитая у детей 6—7-летнего возраста.

Культурная память - это опосредованная, долговременная произвольная память, надстройка над природной памятью, ее усовершенствование возможно за счет приемов запоминания.

Выделенные виды памяти присущи любому человеку, но мера выраженности того или иного вида запоминания (образной, вербальной памяти или др.) может быть различной.

Каждый из перечисленных видов памяти может быть ведущим, основным, главным, в наибольшей степени влияющим на результат, или вспомогательным, дополнительным, т. е. играющим в процессе запоминания менее заметную роль. Если человек запоминает любой материал с опорой на природную память, то значительная доля его мнемического результата обусловлена непосредственной памятью. Если же человек умеет обрабатывать запоминаемую информацию, то его память преимущественно опосредствованная, произвольная, вербально-логическая.

Возможности природной памяти у каждого свои. В среднем количество непосредственно запомненной информации для взрослого человека колеблется в пределах от 5 до 9 единиц. Причем объем природной памяти зависит от характера запоминаемой информации: человек в обычных условиях может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв (расположенных не по алфавиту), 4—5 цифр, 5 синонимов. Количество опосредствованно запомненной информации может резко возрастать. В этом случае человек может запомнить не только длинное стихотворение, но и молитву, параграф, целую главу... Это происходит потому, что данная информация осмысливается человеком, он пропускает ее через свой опыт и душу, переживает ее.

Примеров безграничности опосредствованной памяти история накопила множество: великий полководец Александр Македонский, знавший, согласно легендам, тысячи своих солдат по именам; знаменитый президент США Т. Рузвельт, помнивший по именам не только круг своих помощников, но и членов их семей; известные мнемонисты, демонстрирующие возможности памяти зрителям.

Известный отечественный психолог А. Р. Лурия в течение тридцати лет наблюдал за журналистом С. В. Шерешевским, который запоминал любую информацию, никогда ничего не записывая. Он сохранял в памяти слова, придавая им форму, цвет и запах, а его зрительные образы сопровождались вкусовыми и звуковыми ощущениями.

Однажды С. В. Шерешевский, прослушав тон частотой 2000 колебаний в секунду, заявил: «Похоже на розово-красный фейерверк, вкус отвратителен, что-то вроде пересоленных щей... Им можно поранить руку».

Необыкновенные способности С. В. Шерешевского объяснялись тем, что он при-думал свой способ запоминания: создавал зрительные образы, ассоциативно связанные с материалом, который требовалось сохранить. Другими словами, он любую информацию превращал (перекодировал), представлял в образной форме, используя при этом хорошо знакомые, прочно хранящиеся в памяти образы. Все исследователи мнемических способностей С. В. Шерешевского называли его память феноменальной. Секрет данного феномена можно объяснить следующим образом. Во-первых, его непосредственная память, та, которая была дана от природы, оказалась очень сильной. Во-вторых, этот человек сумел развить свою природную память, достроив ее целостной системой способов запоминания.

Этот путь открыт для каждого из нас.
 
Индивидуальные  особенности памяти людей зависят  от целого ряда факторов: особенностей высшей нервной деятельности, уровня развития отдельных процессов памяти, особенностей воспитания и обучения, характера профессиональной деятельности.

Индивидуальность памяти проявляется в том, что человек успешнее запоминает, как он предпочитает запоминать, насколько прочно сохраняется материал, как быстро запоминает, насколько выражена готовность к воспроизведению. У разных людей память характеризуется разным уровнем показателей.

В зависимости от того, что человек лучше запоминает, выделяют 3 типа памяти:
  • наглядно-образный;
  • словесно-логический;
  • промежуточный (гармонический).
Представители  первого типа лучше запоминают  картины, лица, цвета, предметы, звуки.
Представители второго типа лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.
Представители третьего типа одинаково хорошо запоминают и наглядно-образный и словесно-логический материал.

По способу введения информации для запоминания различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, двигательно-слуховой) типы. Действительно, одни  люди предпочитают запоминать информацию зрительно, другие — на слух, третьи — при помощи двигательных ощущений, а четвертые используют комбинированный способ. Следует подчеркнуть, что чаще встречаются комбинированные типы.

Учитывая индивидуальные особенности человека, следует рекомендовать ему использовать преимущественно тот или иной материал для запоминания, а также тот или иной способ введения информации.

Типология памяти, связанная с быстротой запоминания и прочностью сохранения материала. Выделяют четыре типа памяти:
  • быстрое запоминание сочетается с медленным забыванием;
  • медленное запоминание сочетается с медленным забыванием;
  • быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием;
  • медленное запоминание сочетается с быстрым забыванием.
Конечно же, оптимальным является первый тип  памяти.

Представителям второго типа приходится больше времени затрачивать на заучивание. Но материал у них хранится долго.

Люди, имеющие третий тип памяти, быстро запоминают, но, удовлетворившись быстрым запоминанием, они не повторяют материал, что приводит к ухудшению его сохранения, снижению продуктивности памяти. Таких людей нужно ориентировать на повторение материала с целью повышения прочности сохранения.

Четвертый тип обладает самой низкой продуктивностью памяти. Затратив много времени на заучивание, представители этого типа быстро забывают материал. Таких людей надо учить преодолевать недостатки в памяти, организуя процесс заучивания и повторения.

 

Формирование у детей приемов логического запоминания >>>


Памятка учителю начальных классов:
Как учитываются закономерности функционирования памяти ребенка на уроке







 
Категория: Статьи | Добавил: kulikon
Просмотров: 1847 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Календарь
«  Январь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск по сайту
АКТУАЛЬНОЕ

 
 




 


ПОЛЕЗНОЕ








 



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сегодня нас посетили



Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Большесалырская средняя школа"

Адрес школы: 662156,Красноярский край, Ачинский район, с.Большая Салырь, ул.Школьная, д.16
Тел.: (39151) 5-64-09 Факс: (39151) 5-64-09 e-mail: eom2@yandex.ru


© ноябрь 2012-2015

Прежний сайт >>>