Психолого-педагогическая поддержка учащихся с различными образовательными потребностями является неотъемлемой частью деятельности учителя и должна находить свое воплощение не только на уроках по предмету (в рассматриваемом случае - на уроках немецкого языка), но также и во внеурочной, внеклассной работе. Именно во время организации внеучебной деятельности учащихся можно наиболее полно раскрыть развивающую и воспитывающую функции предмета.
Внеурочная работа усиливает образовательный потенциал учебных предметов, так как временные рамки урока и прохождение программы в определенные сроки ограничивают возможности учителя в наиболее полной реализации образовательных потребностей учащихся.
Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике. Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего - неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета. Учитель, наблюдая за учениками во время урока при выполнении различного рода учебных задач во всех видах речевой деятельности (монолог, диалог, письмо, чтение), постепенно замечает быстрое осмысление и переосмысление информации у одних; запоминание, удерживание в памяти и вспоминание полученной информации у других; а концентрация внимания и легкость усвоения материала свойственны третьим.
Рассмотрим следующую ситуацию: во время урока у одной учащейся лучше всего получается исполнение песен (ученица не посещает музыкальную школу), это замечает не только учитель, ее одноклассники, но и она сама. Значит, у нее лучше, чем у других развит фонематический слух и есть определенные вокальные данные. Похвала учителя и восторг (восхищение) одноклассников вызывает у этой ученицы потребность в реализации этой способности не только на уроке. В этой ситуации на помощь приходит учитель, вовлекая ее во внеурочную деятельность: участие в тематических праздниках, вечерах, литературных салонах, театрализованных представлениях по произведениям великих классиков, это и инсценировка сказок писателей страны изучаемого языка, участие в различных конкурсах, фестивалях и в культурных программах на иностранном языке для родителей.
Именно такая форма работы будет способствовать, с одной стороны, дальнейшему поддержанию интереса этого ребенка к дальнейшему развитию и применению на практике своих творческих способностей, с другой - расширению кругозора и повышению его культурного уровня, обогащению его знанием реалий современной жизни страны изучаемого языка, интереса к культуре страны изучаемого языка, формированию и развитию не только коммуникативных умений, но и творческих.
В начальной школе эта задача решается благодаря организации кружковой работы, где малыши под руководством могут мастерить различные поделки. Например, к Рождеству мы делаем рождественский календарь, разучиваем стишки или песни, которые не предусматриваются программой, разучиваем игры. Этот вид деятельности является основным у детей младшего возраста и помогает раскрыть не выявленные способности ребенка в ходе учебного процесса и одновременно закрепить полученные во время урока знания, сформировать умения и навыки диалогического общения. Спектр деятельности широкий и зависит от творчества и находчивости учителя. Но самое главное - чтобы потом ученики представили перед группой (можно и в других параллельных группах) результаты своего труда: рассказали о поделках, спели разученные песни, прочитали стихотворения. Этот момент очень важен, так как нужно показать ученикам конечный результат их деятельности, чтобы они и дальше посещали кружок. Это очень важно еще и потому, что застенчивые и скромные ученики никогда не скажут: «Я хочу рассказать стихотворение перед школьниками в другой группе», хотя в душе у них есть такое желание, потребность показать, что он умеет хорошо делать.
В среднем звене кружок уступает место «Клубу языкового общения». Чтобы привлечь учащихся, подбираю увлекательный материал литературоведческого, игрового или страноведческого характера. Так в программе 5-9-х классов проходим тему «Рождество в Германии», и мы с членами клуба решили разработать сценарий литературно-поэтической композиции, посвященной этому празднику. Подготовка к проведению этого мероприятия осуществлялась поэтапно. Моя роль на первых этапах - наблюдатель, помощник, советчик. Мне хотелось, чтобы инициатива исходила от самих учащихся, чтобы они сами принимали участие в разработке сценария, распределения ролей, в подборке костюмов, песен, стихотворений, а также в оформлении сцены. Чем больше мы узнавали о Рождестве, тем яснее становилось, что надо показать не какой-то отдельный момент, этап, а все рождественское время - все 24 дня. И нам это удалось!
Почему я выбрала именно литературно-поэтическую композицию? Во-первых, она объединяет такие формы организационной работы, как парная, групповая, коллективная, индивидуальная. Во-вторых, развиваются и совершенствуются навыки и умения говорения, письма и чтения. В-третьих, в процессе подготовки и репетиций все больше будет проявляться заинтересованность ребят к качественному изучению материала по теме, что будет способствовать увеличению лексического запаса, позволит им совершенствовать грамматические формы выражения мысли на иностранном языке и формировать фонетические навыки во время исполнения песен. Кроме того, любое внеклассное мероприятие направлено на выявление, развитие и реализацию креативных способностей учащихся, на развитие их фантазии, повышение уровня культуры и интеллектуального развития. Это и толчок для робких детей стать раскованнее и быть наравне с другими. В основе литературно-поэтической композиции «Рождество» лежит страноведческий материал (знакомство с обычаями и традициями страны изучаемого языка, с ее культурным и песенным наследием), находит отражение культуроведческий подход. В ходе работы у учащихся формируется определенный уровень социокультурной компетенции. Учащиеся чувствуют себя первооткрывателями, знакомясь с интересными фактами взаимодействия двух культур (например, что общего и чем отличается православное Рождество и католическое). С композицией на немецком языке ребята выступили на фестивале «Юные таланты Московии» в жанре «Страноведение» и одержали победу, став лауреатами этого фестиваля. Кроме того, ребята с большим удовольствием показали эту композицию в школе для учащихся 3-7-х классов.
Когда учащийся, который не пользуется авторитетом в коллективе (так как ; очень тихий, застенчивый), получает роль положительных персонажей, имеющих влияние и популярность по сюжету инсценировки, он начинает чувствовать себя свободнее и увереннее в кругу своих сверстников. Когда начинается новый учебный год, нередко слышишь от учеников: «А мы будем выступать в этом году?», «А мы будем участвовать в конкурсах?». И ведь это здорово, так как у ребят появилась потребность реализовать свое «Я», и не только продемонстрировать свои способности, но и развивать их, тем самым все больше обогащая свой внутренний мир.
Один из самых волнующих этапов - награждение победителей. Это всегда очень болезненный момент, так как каждый считает, что он был лучшим. И вдруг-неудача...
Здесь очень важно помочь ребятам преодолеть разочарование, указав на их положительные стороны во время выступления, обязательно похвалить, поддержать добрым словом. Психолого-педагогическая поддержка учителя в данной ситуации просто необходима: на классном часе или на каком-либо другом школьном мероприятии участники конкурсов обязательно администрацией школы и мною поощряются памятными подарками и грамотами за активное участие во внешкольных мероприятиях.
Дворжецкая Л.В., учитель немецкого языка,
методист средней школы №1222
с углубленным изучением немецкого языка, г. Москва